Ошибочный стереотип, окутывающий храмы Кхаджурахо
Кхаджурахо — не единственный храм в Индии, в котором есть эротические изображения. Известно, по крайней мере, еще 15 по всей стране.
В теплом вечернем свете храмы Кхаджурахо сверкают, словно золото. Женщины в разноцветных сари проходят по тропинкам, пересекающим лужайки. Приглушенные ветры подогревают общую сюрреалистическую ауру. И неожиданно ты понимаешь, что эти храмы являются свидетелями целого тысячелетия.
Доказательством приверженности правителей делу и показателем виртуозности архитекторов, а также скульпторов являются 85 храмов, построенных за короткий промежуток времени в два столетия — чудо, учитывая, что каждый храм требовал бесчисленных человеко-часов.
Многие называют их «Камасутрой в камне». Однако Камасутра и Кхаджурахо имеют мало общего друг с другом — их разделяет как минимум шесть веков.
Историк Ромила Тапар, полагает, что одной из причин изобилия эротического искусства, было противодействие принципам буддизма, которые проповедовали безбрачие и отказ от всех земных желаний. Воспитание через эротизм в храмах и литературе могло бы стать стратегическим шагом для удержания индуистских масс, которые бродили по краю строгой духовности буддизма.
Было ясно, что храмы Кхаджурахо намного больше, чем коллекция эротических скульптур, но когда наш гид указал на тонкости резьбы, мы стали замечать высшее мастерство, демонстрируемое здесь. Скульптуры были запоминающимися, выразительными и очень реалистичными. Это действительно великий труд, учитывая, что они высечены в камне.
Однако мы не могли избавиться от волнующих вопросов. Почему Chandelas построил столько храмов в этом отдаленном уголке? Пока мы терялись в догадках, наш гид выразил сожаление о том, как скульптурный стереотип скрывает архитектурное великолепие этих великих сооружений.
Хотя храмы Кхаджурахо имеют индуистское происхождение, уместно отметить, что Чанделлы считались практиками культа Тантры, который всегда был эзотерическим по своей природе и ни в коем случае не представлял более традиционную и консервативную форму индуизма. Индия не внезапно регрессировала из страны, полной сексуальных либералов, к репрессированным фанатикам.
Сексуальное освобождение было заметным в тантрической культуре, но никогда не было выдающейся частью самой индийской культуры. Иначе появилось бы гораздо больше похотливых произведений искусства на храмовых фризах.
Современное распутство во имя Тантры принесло некогда распространенному культу ошибочные стереотипы — теперь это связано исключительно с гедонистическим сексом и чувственным массажем. Однако во времена Chandelas и до этого, тантрическое поклонение было глубоко духовным занятием.
Разочаровывает, что нечто столь мистическое превратилось во что-то внешне плотское или столь же расплывчатое и несостоятельное, как теория, что эротические скульптуры предназначались для образовательных целей. Вероятно, для местных гидов проще описать скульптурный элемент как «любящую пару», даже не морщась, чем вникать в специфику тантрической связи и ее многочисленных аллегорий, а тем более забивать этим головы туристов.
У нас мало понимания иконографии, чтобы в результате клеймить Кхаджурахо как индийские храмы секса. Не то чтобы в этом было что-то не так, просто без реального знания легко ошибиться. Хочу добавить, что эротическую природу имеют только около 10% скульптурных изображений храмов Кхаджурахо.
Стоя под тенью огромного дерева, когда наш гид продолжал свой рассказ, я помню свои мысли, уходящие в будущее: как было бы замечательно, если бы обнаружили священное писание или какой-то значимый артефакт, раскрывающий секреты Кхаджурахо. Я могу только пожелать, чтобы историки вложили больше мыслей и работ в эти славные храмы, несомненно, являющиеся капсулой времени из интригующей эпохи, о которой мы так мало знаем.
Теперь я понимаю, что очарование Кхаджурахо заключается в его вечном упорстве и неисчислимых историях, которые он в себе хранит.