Артефакты Глозеля — археологический скандал века
Один из величайших археологических скандалов имеет отношение к Глозель, маленькой деревне недалеко от Виши на юге Франции, где были обнаружены артефакты с необычными символами.
Писания табличек Глозеля были очень спорными и, наконец, отвергнуты критиками. Основная причина: доказательство их подлинности будет означать, что алфавит появился за тысячи лет до того, как человек должен был придумать этот самый алфавит.
В скандале участвовали одни из лучших археологических экспертов. Разделенные на две дискуссионные группы, одни заявляли, что артефакты, найденные в Глозеле, имели революционное значение для изучения человеческой предыстории, другие считали их не более чем фикцией.
Что случилось в Глозеле
1 марта 1924 года молодой французский фермер Эмиль Фрадин пахал поле, когда один из быков попал в мелкую подземную полость глубиной в пол метра.
Ее дно покрывали камни и плитки, как будто застекленные сильным теплом. Картина напоминала средневековую стеклянную печь. На «кафельном полу» находились старые глиняные горшки, полированный каменный топор и несколько любопытных сосудов, которые выглядели как черепа, одетые в космические шлемы. Один из них даже назвали «космическим путешественником». Неожиданно Фрадин обнаружил таинственные глиняные таблички, покрытые символами, похожими на латинские буквы.
Исследования показали, что некоторым из артефактов около 2000 лет. Другие находки, происхождение которых не удалось установить, оказались намного старше.
В течение первых четырех месяцев после открытия объект посетило много исследователей. Например, местный школьный учитель из соседней деревни, г-н Климент, неожиданно появился с человеком, который представился важной персоной. Они сломали оставшиеся стены в подземной камере и увезли их. Несколько недель спустя месту приписали галло-римское происхождение.
Попытки разгадать тайну
В январе 1925 года археолог любитель Альберт Морле решил посетить ферму Фрадина. Он считал, что находки из Глозеля более древние. Проведя исследования, Морле обнаружил таблички и другие каменные артефакты и объявил место объектом эпохи Неолита, которому было не менее 12 000-15 000 лет. И яростное сражение ученых умов началось.
Профессор Дороти Гаррод, английский член Комиссии Глозеля 1927 года, например, обвинила Эмиля Фрадина в производстве поддельных артефактов. А уважаемый директор Французского музея национальных древностей д-р Саломон Рейнах был на стороне Эмиля Фрадина.
На карту была поставлена археологическая репутация, и настало время защищать ее любыми средствами.
В том же 1927 году комиссия, состоящая из восьми видных археологов, выбранных Бюро Международного института антропологии, единогласно сделала вывод, что более 3000 артефактов, найденных в первые два года, были подделками. Еще пять лет археологи постоянно утверждали, что находки Глозеля фикции, хотя все доказательства показывали, что это определенно не так.
В 1975 году профессор Колин Ренфрю из Саутгемптонского университета и один из восторженных критиков объекта Глозель сказал, что есть что-то в изучении артефактов «не совсем правильное». Ренфрю оспорил доказательство, путем углеродных исследований, показав, что некоторые из неоценимых находок имели вековую истории, а некоторые не одну тысячу лет. Они не были подделками, созданными Эмилем Фрадином, и поэтому профессор сделал заявление:
«В трех документах, собранных вместе, настоятельно рекомендуется: керамические и терракотовые предметы из Глозеля, включая надписанные таблички, должны считаться подлинными, а вместе с ними, по-видимому, и остальная часть материала… Я все еще нахожу их за пределами моего воображения, чтобы серьезно относиться к открытию».
Глозель никогда не был грамотно исследован, потому что многие ученые просто хотели стереть существование этих артефактов. Писания глиняных планшетов все еще не определены, хотя похожи на язык финикийцев. Общепринятая теория: они состоит из нескольких магических знаков, используемых ведьмами или, возможно, магами. По сей день в археологических учреждениях сложно найти желающего даже обсудить этот участок.
Одно можно сказать точно — Глозель навсегда останется символом сопротивления археологической элиты в объективном исследовании научных открытий, связанным с серьезной академической ошибкой, научной битвой за репутацию, а не с артефактами, обнаруженными в маленькой французской деревне.
Эмиль Фрадин был оправдан в 1931 году, а спустя 50 лет после открытия артефактов он получил признание в академической среде. Фрадин умер в 2010 году в возрасте 103 лет.