Высеченные в скале джайнские памятники Гопачала в Индии — культурное чудо
Индия имеет богатую историю и является вместилищем для некоторых самых впечатляющих древних произведений искусства в мире. Среди них внушающие благоговейный трепет джайнские памятники Гопачала, высеченные в скалах. Это чудо побуждает задать вопрос: как были созданы такие монументальные и замысловато детализированные резные изображения?
Эти великолепные статуи расположены недалеко от знаменитой крепости Гвалиор в штате Мадхья-Прадеш, Индия. Созданные между VII и XV веками нашей эры, масштаб и сложность резных фигурок свидетельствуют о человеческой настойчивости и доказывают, что нет ничего невозможного, когда мы к этому стремимся. Высеченные прямо в скалах джайнские памятники Гопачала, заставляют нас задуматься о личности их создателей и причинах их строительства.
Вопреки законам логики: статуи Гопачала
Резные фигурки Гопачала являются одними из ярких примеров сказочного джайнского искусства. Джайнизм — одна из самых выдающихся религий Индии, имеющая древние корни и миллионы приверженцев. Хотя точное происхождение несколько неясно, джайнизм имеет исторические корни, которые восходят к нескольким векам до нашей эры.
Религия джайнов известна своими великолепными памятниками, но высеченные в скалах джайнские памятники Гопачал в форте Гвалиор действительно исключительны. Эти замысловатые резные фигурки не имеют себе равных по своему количеству и не могут быть найдены больше нигде в мире.
Гвалиорский форт, существующий с VI века нашей эры, представляет собой обширную и замысловатую крепость на холме, расположенную в центральном индийском штате Мадхья-Прадеш. Одинокий скалистый холм, на котором воздвигнут форт, имеет название Гопачал, как и высеченные в скалах джайнские памятники, найденные в его скалах.
Читайте также: 8 самых красивых храмов Индии
Работа над этими чудесными памятниками, вероятно, началась примерно в VII веке нашей эры, а к XV веку они были завершены. В Гвалиоре и его окрестностях насчитывается около 100 джайнских памятников, что делает эту крепость и город главной точкой притяжения для прихожан и поклонников джайнского искусства.
Собрание каменных тиртханкаров среди монументов Гопачала
Все эти наскальные памятники изображают тиртханкаров либо в стоячем, либо в сидячем положении. В джайнизме тиртханкара — это спаситель и духовный учитель дхармы, то есть праведного пути. В текущем временном цикле джайнской веры насчитывается 24 таких духовных учителя.
Все эти высеченные в скале изображения духовных учителей джайнской веры очень велики, они высечены прямо в скале, и на этот подвиг, должно быть, ушли десятилетия. Самый большой из высеченных в скале джайнских памятников Гопачал имеет высоту 14 метров.
Памятники расположены вокруг скалистого холма, на котором стоит форт Гвалиор. Они разделены на пять отдельных групп, каждая из которых имеет свое название и группу статуй. К юго-востоку находится группа Эк Паттар Ки Бавади (Юго-восточная группа). Здесь 26 пещер, расположенных подряд, в каждой из которых находится колоссальная статуя. Некоторые из найденных здесь надписей были датированы периодом между 1468 и 1473 годами нашей эры.
Читайте также: Храм Кайласа — крупнейшее монолитное сооружение
Юго-западная группа Тришалагири датирована VI и VIII веками нашей эры, в так называемый период после Гупта. Далее идет группа памятников Урвахи, которую можно увидеть с дороги, ведущей к форту Гвалиор. Это самые посещаемые статуи, на которых есть надписи, датированные 1440–1453 годами нашей эры.
На северо-западе находится группа памятников, до которых труднее всего добраться. Названная группой Наминатх Гири, она имеет надпись, датированную 1470 годом нашей эры. Последняя из групп лежит к северо-востоку. Это самый маленький и наименее посещаемый из всех высеченных в скале джайнских памятников Гопачал.
Бурная история наскального искусства Гопачала
К сожалению, наскальные рисунки, представленные на памятниках Гопачала, не смогли избежать разрушения бурной историей региона. Около 1527 года первый император Великих Моголов в Индии Бабур приказал полностью уничтожить их из-за своих мусульманских убеждений, считая джайнизм еретической религией. Хотя полностью разрушить такие массивные сооружения практически невозможно, в результате колоссы в Гопачале были серьезно испорчены и осквернены.
Читайте также: Джанджира — самый непобедимый форт в Индии
Однако через несколько столетий джайнские прихожане кропотливо восстановили испорченные скульптуры, воссоздав их лица из лепнины и защитив нетронутые временем статуи. Северо-западная группа памятников, будучи наиболее труднодоступной, уцелела от разрушительных приказов императора Бабура. Статуи в этом районе до сих пор остаются в первозданном виде, что делает их особенно ценными и значимыми.
Сегодня высеченные в скалах джайнские памятники Гопачал почитаются как одно из величайших сокровищ джайнизма и являются жизненно важным компонентом культурного наследия Индии. Созерцание колоссальных статуй, высеченных прямо из скалистых утесов, может произвести глубокое и судьбоносное впечатление на любого путешественника.