Загадочные таблички Ронго-ронго с острова Пасхи — символы, которые никто не может расшифровать
Чилийский остров Пасхи славится своими великолепными и загадочными статуями моаи. Эти гиганты были созданы ранними людьми Рапа-Нуи. Считается, что они представляют предков, вождей или других важных фигур из их культуры.
Помимо моаи, существует уникальный утраченный язык, называемый Ронго-ронго, такой же загадочный, как и статуи. Эксперты считают, что эта система письма является одной из немногих в истории человечества, которая была изобретена независимо от какой-либо другой культуры.
Если бы истукан Моаи с острова Пасхи в фильме «Ночь в музее» говорил больше, чем «Дам-дам, принес гам-гам», возможно, давно потерянный язык, наконец, можно было бы расшифровать. Но символы «Rongorongo» остаются неразгаданными в течение сотен лет.
В XIX веке дощечки с надписями Ронго-ронго были собраны, и сегодня они хранятся в личных коллекциях музеев Рима, Парижа, Нью-Йорка и Гавайев. На самом же острове Пасхи не осталось ни одной из найденных табличек.
Немного истории
Между 300 и 1200 годами н. э. полинезийцы переселились и основали то, что сейчас известно как остров Пасхи (Мартин). После изначально успешной цивилизации последовало перенаселение острова и истощение ресурсов.
В 1770-х годах испанцы захватили остров Пасхи. Когда пришло время подписать документ о передаче территории, испанцы обнаружили, что островитяне подписали его запутанным шрифтом, который, казалось, состоял из маленьких картинок, изображающих людей, растения и животных. Как оказалось, туземцы не умели читать эти символы.
В 1860-х годах католический священник отправился на остров Пасхи и заметил странные надписи на мебели и других деревянных предметах. Он тоже не смог найти туземцев, желающих или способных перевести символы.
Читайте также:
- Таблички Амарны: с кем переписывались фараоны Древнего Египта
- В Иордании найдены свинцовые таблички древнего кодекса
- Артефакты Глозеля — археологический скандал века
Главное открытие глифов Ронго-ронго произошло в 1864 году почти случайно. Епископу Эйро была подарена деревянная доска с вырезанными на ней непонятными знаками. Однако он не смог найти на острове Пасхи кого-либо, кто понимал бы язык и мог расшифровать текст — все работоспособное население было отправлено в Перу в качестве рабов.
Попытки дешифровки
Тексты были написаны в чередующихся направлениях — стиль известен как бустрофедон. Когда чтение строки закончено, нужно повернуть деревянную табличку на 180 градусов, чтобы прочитать следующую строку.
Существует несколько препятствий, затрудняющих расшифровку Ронго-ронго. Многие таблички повреждены, и не хватает символов. Другая причина — огромное количество знаков. Тексты содержат более 120 различных основных глифов и почти 500 вариаций. Поскольку это отличительный язык, а не текст, представляющий другие буквы, для его расшифровки не существует специального ключа.
Некоторые историки полагают, что символы не несут реального лингвистического смысла, но применяются для некоторой объективной информации. Кроме того, есть предположение, что глифы использовались как украшения, а не как часть системы письма.
Одним из первых лингвистов, исследовавших письмена, был Томас Бартель. Он утверждал, что глифы представляют идеи и объекты, и что только один символ может означать целую фразу, а это затрудняет перевод.
Многие историки, археологи, искусствоведы и лингвисты, по отдельности или совместными усилиями, пытались понять письменность Ронго-ронго, но так и не смогли раскрыть тайну уникального языка. Если у кого-нибудь, наконец, получится интерпретировать этот язык, то он сможет использовать его для отправки секретных сообщений, и будет иметь огромное преимущество перед криптоаналитиками. Единственный способ взломать код — это знание языка.